Экспортный потенциал древесных плит

Tyler Durden

Moderator
Пользователь
Регистрация
26 Фев 2017
Сообщения
377
Симпатии
59
Баллы
28
1.jpg

Может ли производство древесных плит стать одним из локомотивов отечественного ЛПК? Каковы текущие позиции российских изготовителей плитной продукции на мировом рынке? Об этом читайте в статье, которой мы открываем цикл, посвященный перспективам древесно-плитной промышленности в РФ.

В прошлом году произошли два крайне важных для развития лесопромышленного комплекса РФ события. Первое: некоторые виды товаров из древесины были включены в Перечень высокотехнологичной продукции Министерства промышленности и торговли РФ. При экспорте этой продукции производитель может рассчитывать на возмещение до 80% расходов на доставку товаров зарубежным покупателям. Среди указанных в документе видов продукции оказались древесностружечные плиты (ДСтП) и плиты с ориентированной стружкой (OSB), древесноволокнистые плиты (ДВП, MDF и HDF), фанера, цементно-стружечные плиты, столярные изделия, клееные деревянные конструкции, пеллеты. В случае с пеллетами такая компенсация совершенно меняет рентабельность производства, однако, и для изделий с более высокой ценой за тонну эффект получается весьма значительным. В частности, российские производители древесных плит благодаря более низкой, чем у зарубежных конкурентов, себестоимости производства могут оказаться конкурентоспособными на рынках Европы и Азии.

Вторым событием стала публикация проекта разработанной Минпромторгом Стратегии развития ЛПК до 2030 года. Этот документ, задающий ориентиры развития отечественного лесопромышленного комплекса, на момент написания статьи еще находился в статусе проекта, однако нет оснований считать, что он будет серьезно скорректирован до принятия, поэтому в дальнейшем в публикации мы будем называть его Стратегией. Увеличение производства древесных плит к 2030 году, согласно содержащимся в Стратегии прогнозам, составит: для ДСтП – 26–46%, MDF/HDF – 88–135%, OSB – 225–325%. При этом среднегодовые темпы роста внутреннего потребления до 2030 года будут составлять: для плит MDF, HDF и OSB – 3,5–4%, для ДСтП – 1,5%. То есть развитие российской плитной промышленности будет происходить в большой степени за счет производства продукции на экспорт. И в 2030 году, согласно прогнозу экспертов Министерства, доля экспорта плит будет составлять 25–45% в зависимости от вида.

Есть ли основания для таких оптимистичных прогнозов?

С сырьевым потенциалом все более или менее ясно. В стране наблюдается перепроизводство низкосортной лиственной древесины, и она зачастую очень дешевая. В то же время увеличение производства пиломатериалов и фанеры (а оно тоже предполагается Стратегией) потребует наращивания объемов заготовки леса, а значит объем третьесортного древесного сырья на рынке также будет увеличиваться, не говоря уже об отходах лесопильных и фанерных производств.

В таком случае любопытно узнать: какова динамика рынка древесных плит, каково текущее положение российских предприятий на нем и какое место им придется занять на этом рынке для достижения целей Стратегии.

2.jpg
Рис. 1. Мировое производство MDF/HDF, м3

Наиболее динамично с 2007 по 2016 год в мире развивалось производство MDF и HDF: рост их объемов составил 75% (рис. 1). А суммарный объем выпуска сегодня составляет около 100 млн м3 в год. Причем китайские заводы довели свою долю на мировом рынке до 60%. Германия и США, еще недавно занимавшие второе и третье места среди стран-производителей, серьезно сдали свои позиции. Теперь на мировом рынке плит Соединенные Штаты Америки занимают пятое место – выпуск MDF и HDF за десять лет там сократился на 10%. Германия же потеряла около двух третей своих мощностей и теперь находится лишь на десятом месте. Зато впечатляющих результатов добились Турция, Бразилия, Польша и Россия. Турецкие предприятия нарастили выпуск в 2,5 раза, российские – в 2,25 раза, а бразильские и польские удвоили его. Отечественные заводы по выпуску плит MDF и HDF совершили рывок в последние четыре года. И, учитывая график реализации текущих и заявленных проектов, вполне можно предположить, что по результатам работы в 2017 и 2018 годы эта динамика сохранится, и объем выпуска будет увеличен. Доля отечественных предприятий в мировом производстве плит MDF и HDF в настоящее время составляет 2,6%. И если прогнозировать объем мирового производства к 2030 году исходя из среднегодовых темпов прироста 4%, как это делают разработчики Стратегии, то получится 171,5 млн м3. Согласно инерционному и инновационному сценариям Стратегии, в РФ в том же году будет выпущено соответственно 4,9 млн м3 или 6,1 млн м3 этих плит, что означает долю в мировом производстве 2,8 или 3,6%. Этот результат вполне может быть достигнут за счет дальнейшего падения объемов производства в Западной Европе и США и сохранения динамики развития отечественного производства этих плит.

3.jpg
Рис. 2. Мировое производство ДСтП, м3

Производство древесно-стружечных плит по сравнению с производством MDF и HDF росло куда более скромными темпами – лишь на 14% с 2007 по 2016 год, со спадом в середине этого периода. Китай здесь не имеет такого преимущества, как в индустрии плит MDF и HDF (рис. 2). Однако в течение рассматриваемого периода китайские предприятия нарастили мощности в три раза: их доля в мировом производстве ДСтП составляет теперь 27,7%. На втором месте сегодня Россия – рост выпуска этой продукции составил 19,5%, а доля в мировом производстве по состоянию на 2016 год была 7% (то есть чуть больше, чем в 2007 году). Однако десять лет назад наша страна занимала четвертую позицию по производству ДСтП в мире, после лидировавшей на тот момент Германии и занимавших соответственно второе и третье места Китая и США. С тех пор Германия и Соединенные Штаты сократили производство древесностружечных плит и даже импортируют этой продукции все меньше. Как, впрочем, и Франция. Считается, что ДСтП в развитых странах уступают место на рынке плитам MDF. Вероятно, с подобной тенденцией связаны и более высокие темпы роста производства плит MDF и HDF по сравнению с выпуском ДСтП в Китае – ведь китайская мебельная промышленность ориентирована преимущественно на американский рынок. Впрочем, в Румынии, видимо, придерживаются иного мнения о перспективах древесностружечных плит. Там с 2007 по 2016 год выпуск ДСтП вырос в 4,2 раза, почти до 3,3 млн м3 в год, и такими темпами Румыния в ближайшее время может обогнать не только Францию, но и Соединенные Штаты.

4.jpg
Рис. 3. Мировое производство OSB, м3

Стратегия предполагает увеличение производства ДСтП в России до 8,3–9,6 млн м3 в год в зависимости от сценария. Мировое производство этих плит к 2030 году при сохранении темпов роста периода 2007–2016 годов (около 1,3% в год) увеличится до 111,7 млн м3. Доля РФ в этом объеме будет составлять 7,4–8,6%. Объем экспорта древесностружечных плит достигнет 2,1–3,5 млн м3 в год в зависимости от сценария.

OSB по сей день остаются преимущественно североамериканским продуктом – даже в 2016 году 68% мирового производства было сосредоточено в США (12,3 млн м3) и Канаде (7,9 млн м3). Впрочем, в 2007 году доля этих стран была еще выше: 85,5%. За прошедшие годы производство плит из ориентированной стружки появилось в Румынии, России, Китае и Белоруссии. Заметно нарастили выпуск Германия, Латвия и Чехия. В то же время в Соединенных Штатах и Канаде производство сократилось, что можно объяснить пока еще не полным восстановлением американского строительного рынка. Вполне вероятно, что в ближайшие годы объем выпуска OSB в Северной Америке резко возрастет за счет загрузки имеющихся мощностей.

Россия в 2016 году с долей в мировом производстве 2,7% занимала пятую позицию среди стран – изготовителей OSB. Потребность внутреннего рынка в этом материале удовлетворялась за счет импорта на 36% – 419 тыс. м3. Стратегия предполагает не только сокращение импорта плит этого вида к 2030 году до 95 тыс. м3, но и рост экспорта в пределах 0,8–1,5 млн м3 в год. Объем производства составит 2,6–3,4 млн м3. Если предположить, что потребление OSB в мире будет увеличиваться примерно на 4% в год и к 2030 году превысит 51 млн м3, то, выходит, что доля РФ в мировом производстве этого вида плит, согласно Стратегии, должна составить 5–6,5%. Эта цель выглядит амбициозной, но вполне достижимой.

5.jpg
Рис. 4. ТОП-15 компаний – изготовителей древесных плит

Развитию производства древесных плит в России и странах Восточной Европы немало способствует энергетическая политика стран Западной Европы, прежде всего Германии. Низкосортная древесина и отходы там потребляются многочисленными ТЭЦ и котельными, а также пеллетными заводами, что ведет к росту цен на сырье. Так, по данным Европейской ассоциации производителей древесных плит, с 2007 по 2014 год индекс цен на сырье поднялся со 160 до 205 ед., то есть рост составил 28%2. В отдельных случаях возникает настоящий дефицит сырья. В результате плитные предприятия вынуждены использовать в производстве продукции древесный утиль. Его доля в сырьевом портфеле плитных предприятий по состоянию на 2014 год составляла: во Франции – 30%, в Германии – 34%, в Великобритании – 51%, в Италии – 75%. Эти факторы не лучшим образом сказываются на конкурентоспособности плитных предприятий в Западной Европе.

Россия на этом фоне обладает колоссальным конкурентным преимуществом в виде огромного предложения дешевого и довольно качественного лиственного сырья. Четыре из десяти ведущих мировых плитных компаний: Kronospan, Egger, Swiss Krono и Kastamonu – уже имеют свои производства в нашей стране. Еще одна крупная компания из топ-15 – Yildiz Entegre строит комбинат во Владимирской области.

Впрочем, есть и местные игроки, которые могут реализовывать капиталоемкие проекты. К примеру, компания «СВЕЗА» только в 2018 году намерена потратить на модернизацию своих фанерных комбинатов 12,2 млрд рублей! Российский ЛПК вполне созрел для крупных проектов. Бюджеты иных строящихся лесопильных и фанерных предприятий приближаются к 10 млрд руб., что вполне соответствует стоимости строительства завода древесных плит. Оптовые цены на ЛДСтП, плиты MDF и HDF соответствуют ценам на экспортные пиломатериалы. Отличие в том, что экспорт древесных плит теперь субсидируется государством.

Артём ЛУКИЧЁВ
lesprominform.ru
 
Сверху