Судебная практика: Как поставщик доказал, что у заказчика нет права отказываться от контракта

Junior

Active Member
Пользователь
Свой
Регистрация
22 Мар 2017
Сообщения
144
Реакции
175
Баллы
43
Привет бродяги! Эта история о том, Как поставщик мебели доказал, что у гос. заказчика нет права отказываться от контракта

Как возник спор с заказчиком?
Разбираем документ:
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.06.2018 № Ф05-6652/2018 по делу № А40-76108/2017
Государственное казенное учреждение и общество с ограниченной ответственностью заключили контракт на поставку мебели. Поставщик должен был поставить столы и стулья для школ согласно разнарядке по графику. Технические характеристики товаров должны были отвечать требованиям технического задания.

Поставщик доставил и смонтировал мебель тремя партиями, но с небольшим отставанием от графика. Факт передачи получателю товара подтверждали акты приема-передачи, акты о приемке работ по монтажу, а также товарные накладные, подписанные директором школы. Перед поставкой последней, третьей, партии заказчик и поставщик составили акт проверки. В документе стороны зафиксировали незначительное превышение размеров мебели над указанными в техзадании.

Позиции, по которым заказчик заявил обоснованные замечания, поставщик заменил при поставке третьей части товара. Эти единицы мебели поставщик определил как поставку товаров с улучшенными характеристиками. Чтобы доказать это, поставщик заказал экспертизу в областной Торгово-промышленной палате, которая подтвердила в заключении, что фактические характеристики мебели лучше, чем характеристики в техническом задании к контракту.

Важно!
Правом на односторонний отказ следует пользоваться разумно и добросовестно в пределах закона (пп. 4 и 5 статьи 450.1 ГК)
В остальной части поставщик заявил возражения: оказалось, что расхождения связаны с техническими ошибками замеров заказчика. Дело в том, что поставщику пришлось после заключения контракта согласовывать размеры гардероба и его фасада, поскольку указанные в контракте размеры не отвечали требованиям самого заказчика. Это подтверждает согласованное обращение поставщика на имя директора и приложенный к этому обращению эскиз.
Тем не менее позже поставщик направил заказчику уведомление о том, что готов провести ряд дополнительных работ и предложил подписать итоговый акт. Однако заказчик в ответ на это предложение принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Обстоятельства вынудили поставщика обратиться в арбитражный суд с требованием признать отказ незаконным и оплатить товар.

Почему заказчик обязан действовать добросовестно!
Право заказчика на односторонний отказ стороны зафиксировали в контракте. При этом пункт гласил, что заказчик вправе отказаться от обязательств при существенном нарушении контракта поставщиком, а именно при нарушении сроков поставки более чем на пять рабочих дней. Сторона, у которой есть право на отказ, должна действовать разумно и добросовестно в пределах закона. Такое правило установили пункты 4 и 5 статьи 450.1 ГК.

Совет!
Согласуйте с заказчиком товары с улучшенными характеристиками, если по каким-то причинам не можете поставить товары, указанные в контракте (ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)
После того как поставщик допустил небольшую просрочку, заказчик все-таки подписал акты приема-передачи, о приемке работ по монтажу, а также товарные накладные на каждую партию товара. Если сторона, имеющая право на отказ, подтверждает действие договора, в том числе тем, что принимает от другой стороны исполнение обязательств, последующий отказ по тем же основаниям не допускается. Поведение заказчика после просрочки поставки давало поставщику основания полагать, что это нарушение — несущественное. Этот факт влечет за собой потерю права стороны на отказ от договора в связи с просрочкой исполнения.

Как доказать, что нарушение — несущественное!
Односторонний отказ относится к односторонним сделкам. Суд может признать такую сделку недействительной, если она нарушает права поставщика и влечет неблагоприятные для него последствия (п. 2 ст. 166 ГК). Решение заказчика об отказе от контракта вступило в силу спустя два месяца после того, как поставщик поставил товар. В течение этого времени и заказчик, и поставщик продолжали взаимодействовать. Этот факт говорит о том, что нарушение сроков поставки не стало для заказчика существенным нарушением обязательств. Суд решил, что односторонний отказ в таком случае ничтожен, так как заказчик совершил эту сделку уже после того, как утратил право на ее совершение.

Важно!
У поставщика есть 10 дней после решения заказчика отказаться от контракта на то, чтобы устранить нарушения (ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ)
Поставщик доказал, что он надлежащим образом исполнил свои обязательства: передал товар в обусловленном договором объеме. Для этого организация предоставила не только акты приемки и накладные, но и переписку с заказчиком, в том числе по поводу расхождений в размерах мебели.

Суд принял во внимание, что часть мебели поставщик заменил на мебель с улучшенными характеристиками. Этот факт подтвердили эксперты в заключении. Таким образом, заказчик обязан оплатить поставленный товар. Денежное обязательство заказчик не исполнил, поэтому он обязан помимо задолженности уплатить поставщику и неустойку. Суд согласился с правильностью расчета неустойки и учел, что заказчик возражений не заявил.

Как действовать на практике: 4 совета, чтобы не рисковать!
Имейте в виду, что суды не всегда защищают поставщиков, которые ссылаются на неточности в техзадании. Победитель закупки заключает контракт добровольно. Считается, что он изучил условия выполнения обязательств и согласился на них. Поэтому если поставщик или подрядчик решат пожаловаться на условия контракта после того, как приступят к его исполнению, то рискуют проиграть спор и остаться без оплаты.
Поставщику важно просчитать все риски до заключения контракта. Закон разрешает участникам не только изучать документацию в ЕИС, но и запрашивать дополнительные разъяснения. Чтобы избежать проблем с заказчиком, нужно изучить условия закупки, запросить документацию, если есть вопросы, и только после этого готовить заявку.

Совет!
Возьмите на заметку правило: заказчик, который подписал акт приемки, подтверждает, что договор действует
  1. Изучите проект контракта. Заключая контракт на поставку мебели и оборудования, поставщик вправе рассчитывать на то, что заказчик верно определил технические характеристики и размеры.
  2. Зафиксируйте улучшенные характеристики. Закон не регламентирует порядок, по которому можно определить, что считать улучшением. Но если заказчик ошибся и в итоге поставщику пришлось за свой счет улучшать характеристики товара, то рассчитывать на то, что заказчик добровольно оплатит работу, не стоит. В этом деле поставщик подстраховался вовремя — провел экспертизу с помощью независимых экспертов.
  3. Изучите нормы ГК. Закупки регулируют в том числе нормы гражданского законодательства. Они предписывают стороне, которая отказывается от обязательств, действовать добросовестно. Заказчик обязан доказать, что принимает решение об отказе из-за существенных нарушений поставщика. В ином случае суд посчитает поведение заказчика недобросовестным.
  4. Соберите доказательства. При обращении в суд помните, что все факты лучше фиксировать документально. Приложите к исковому заявлению не только переписку с заказчиком, но и документы, которые подтверждают добросовестное поведение. Например, расходы на приобретение материалов, комплектующих и т. д.
 
Полезная статья, спасибо! Учтем в работе ;)
Последнее время заказчики становятся всё более наглыми. Понимаю, что возможно им часто везут откровенную дичь, но часто они докапываются откровенно к таким вещам как "угол загиба ножек на стуле не соответствует ТЗ на несколько градусов". :oops: Откровенная коррупция.
 
Назад
Сверху