- Регистрация
- 26 Фев 2017
- Сообщения
- 380
- Реакции
- 175
- Баллы
- 43
Объем потребления древесных плит в России в 2018 году составил 12,9 млн кубометров (+12% по отношению к прошлому году). Рост производства зафиксирован по всем видам плит и фанере. Стабильно развивается экспорт. Модернизируются и запускаются новые мощности: завершен инвестпроект UPM в Чудово, открыто производство широкоформатной фанеры на Архангельском фанерном заводе, запущен Павловский ДОК в Алтайском крае. Действительно ли все так оптимистично в производстве древесных плит и фанеры, разбирались участники конференции «Плиты и фанера» в рамках Петербургского международного лесопромышленного форума. Генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Тимур Иртуганов открыл мероприятие и принял активное участие в дискуссии.
Экспорт продукции ЛПК
Наглядно демонстрирует положительную динамику в плитной и фанерной отрасли статистика (здесь и далее источник – АМДПР по данным Росстата и ФТС) по общему экспорту продукции ЛПК, который в валютном исчислении составил в 2018 году 11,91 млрд долларов США. Из них на ЦБП пришлось 4,31 млрд долларов (36,15%), а на всю остальную лесопродукцию – 7,61 млрд долларов (63,85%). Причем важно, что в эти 63,85% входит как необработанная древесина, так и продукция с высокой добавленной стоимостью: древесные плиты, фанера, мебель (более 30% от всей экспортируемой продукции ЛПК (без учета ЦБП)).
Увеличение поставок заграницу продукции высоких переделов, разумеется, связано с ростом производства в целом, но не стоит забывать, что и древесные плиты, и фанера, и мебель входят в утвержденный Минпромторгом РФ список высокотехнологичной продукции, которая пользуется приоритетом при предоставлении различных экспортных преференций со стороны государства. В частности действуют инструменты, при разработке которых далеко не последнюю роль сыграла АМДПР. Среди них программы по компенсации части затрат экспортеров российской продукции на сертификацию, на транспортировку продукции, на регистрацию объектов интеллектуальной собственности за рубежом, по субсидированию выставочно-ярмарочной деятельности и др. Отечественные предприятия пользуются данными инструментами – кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но доля высокотехнологичной продукции в экспорте медленно, но стабильно растет, даже несмотря на случающиеся падения по отдельным категориям продукции.
Производство и экспорт ДСП
Если рассматривать производство древесностружечных плит в динамике, то ежегодный прирост очевиден. В 2018 году было произведено 9 750,0 тыс. кубометров (что на 15% больше, чем в 2017), в первом полугодии 2019-го тенденция сохраняется – уже выпущено 5 000,4 тыс. кубометров (что на 11% больше, чем за аналогичный период прошлого года). Экспорт этого вида плит также последние годы развивался (в 2018 году был зафиксирован рост в 15% до 1749,1 тыс. кубометров). Правда, в первом полугодии 2019-го наблюдается отрицательная динамика: экспорт ДСП упал на 20,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это единственный сейчас вид плитной продукции, экспорт которого снизился, но выводы пока делать рано, поскольку и в мебельной, и в плитной, и в фанерной промышленности объемы производства и объемы экспорта в первом полугодии традиционно уступают объемам второго полугодия. Соответственно, ситуация с экспортом древесностружечных плит еще может измениться, и окончательные выводы можно будет сделать только к концу года.
Производство и экспорт МДФ
Ситуация в сегменте древесноволокнистых плит (МДФ), согласно статистике, самая оптимистичная: растут объемы производства, растет экспорт. Так, например, в 2018 году было произведено 650,0 млн м², что на 9% больше, чем в 2017, экспорт же увеличился на 30% до 107,2 млн м². В первом полугодии 2019-го показатели продолжают расти (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года): производство на 9,5% (до 336,0 млн м²), экспорт – на 5% (до 53,7 млн м²).
Импорт ДСП и МДФ
На протяжении последних лет импорт древесностружечных и древесноволокнистых плит мало подвержен изменениям. В 2018-м в нашу страну было ввезено 369,6 тыс. кубометров ДСП. В первом полугодии 2019-го отметился небольшой прирост в 2% по сравнению с тем же периодом прошлого года, но процент незначителен, такие девиации вполне естественны для рынка.
Что же касается плит МДФ, то здесь объем импортных поставок в страну в 2018 году составил 41,1 млн м², а в первом полугодии этого года вообще сократился на 9% до 17,5 млн м² (опять же по сравнению с аналогичным периодом 2018-го). Подобные колебания вряд ли могут повлечь за собой какие-то внушительные изменения. Сейчас совершенно не наблюдается предпосылок для них. В отличие от прошлых лет, до вступления России в ВТО, отечественные производители мебели (основные потребители плит) 80% материала закупали за границей, сейчас же благодаря во многом иностранным инвесторам рынок насыщен, и объемы отечественного производства МДФ вполне закрывают потребности рынка. Остается совсем небольшой круг потребителей импортных плит, но на общую картину он не влияет.
Источник: lesprominform.ru